Всеправославный Собор

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Миссия движет дипломатией

Миссия движет дипломатией
Версия для печати
3 августа 2011 г. 12:01

В этом году Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата отмечает 65 лет с момента своего основания. О работе Отдела и особенностях церковной дипломатии в интервью газете «НГ-Религии» рассказал председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион.

― Ваше Высокопреосвященство, дипломатия Русской Церкви насчитывает не одно столетие и накопила громадный опыт. Как бы Вы описали своеобразие церковной дипломатии, ее отличие от дипломатии государств?

― Церковная дипломатия ставит перед собой цель представлять и защищать интересы Церкви. Государственная же дипломатия защищает интересы той или иной страны в диалоге с субъектами международных отношений. Этим они похожи. Однако содержание интересов этих двух общественных институтов существенно различается. Государственная дипломатия главным образом исходит из прагматического подхода к внешним связям. Она должна обеспечить благоприятный внешний фон для своей страны, а также прочный международный мир. С другой стороны, внешняя политика государства иногда может становиться заложницей государственного режима и стремиться к достижению сомнительных политических целей.

Церковь же, являясь участником процесса международного общения, объединяет людей различных культур и национальностей, которые связаны общей верой. И главной задачей Церкви в ее отношениях с внешним миром является свидетельство об Истине Христовой. Для этого, собственно, мы и вступаем во внешнецерковные контакты, взаимодействуем с иными религиями, властями различных стран, международными и неправительственными организациями. Свидетельство веры выражается и в позиции Церкви по актуальным вопросам мировой повестки дня, и в области межрелигиозных отношений.

Из учения Церкви вытекает уважение достоинства человеческой личности, наделенной даром свободы и способностью к распознаванию моральных ценностей, которые призваны удерживать мир от торжества зла и неправды. Поэтому во внешних связях мы последовательно выступаем за учет этических норм в международных отношениях. Традиционная мораль, которая может стать единственной основой мирного сосуществования людей в поликультурном обществе, исключает нравственное безразличие, эгоизм, потребительство и тому подобное. Довести эту позицию до возможно большего числа людей ― вот в чем наша первоочередная внешнеполитическая задача.

― Насколько сотрудники ОВЦС учитывают традиции церковной дипломатии? Можно ли говорить о византийском стиле в деятельности ОВЦС?

― Вековые традиции церковной дипломатии зиждутся на словах апостола Павла: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:14-15). На протяжении веков русская церковная дипломатия укрепляла и продолжает укреплять единство вселенского православия, поддерживала и поддерживает связи с другими христианскими конфессиями и общинами последователей иных религий, а также играет особую роль в урегулировании противоречий и смягчении конфликтов цивилизаций, выполняя миротворческие функции.

«Византийским стилем» западные европейцы почему-то привыкли именовать не совсем честные методы в дипломатии. В истории Византии подобные дипломатические приемы иногда имели место, но они имели место и в истории множества других государств. Я не вижу никаких оснований для того, чтобы приписывать особое коварство и изощренность государственным деятелям империи ромеев, от которой Русь восприняла основные традиции государственности. Думаю, это один из штампов западной цивилизации.

― В прошлые века взаимодействие Церквей вершилось неспешно. В наши дни церковные переговорщики стремительно перемещаются на самолетах по всему миру. Как влияет это ускорение темпа жизни на характер принимаемых решений?

― Предание ― это преемственность опыта из поколения в поколение. Отказ от этой преемственности означает не только разрыв с прошлым, но и некую радикальную трансформацию настоящего, которое неизбежно скажется на будущем. И Церковь в этом смысле очень консервативна. Она ценит и свое прошлое, и свое настоящее. Ее будущее вырастает из них. Реформы в Церкви могут касаться лишь внешних форм, но никогда не коснутся существа ее жизни. Однако традиции местного или временного характера могут меняться. Церковь открыта к различным аспектам культурной жизни человека, так как существует и действует в очень разных культурных контекстах, излагая свое учение разным языком и на разных этапах развития человеческого сообщества. Поэтому основные принципы церковной дипломатии совершенно не зависят от смены лошадей на самолеты, гусиных перьев на ноутбуки. Сочетание здорового консерватизма с открытостью современности на всех этапах исторического бытия Церкви помогало и помогает ей, в том числе и в осуществлении внешнецерковных связей.

― Насколько в своей деятельности, например при защите интересов христиан в исламских странах, ОВЦС прибегает к помощи МИД России?

― Вы затронули очень злободневный вопрос, связанный с положением христиан в странах, где они составляют меньшинство. Христианские общины присутствуют в этих регионах многие сотни лет и, несмотря на тяжелое положение, в котором они находятся, сумели сохранить свою веру и культурную идентичность. Однако в последние десятилетия христиане стали самой притесняемой и гонимой религиозной общиной мира, и в некоторых регионах Ближнего Востока их число значительно уменьшилось. По некоторым данным, в разных странах мира подвергаются преследованиям около 100 миллионов христиан ежегодно. Вот почему мы активно взаимодействуем с национальными и международными структурами, в том числе с МИД России, с целью изменения положения христиан к лучшему. Например, одним из действенных средств здесь может стать постановка вопроса о положении христиан при принятии решений о предоставлении экономической и иной помощи. Конечно, это не универсальный метод, поскольку многие страны арабского мира сами являются финансовыми донорами. Тем не менее, доверительные отношения с арабскими странами, которые усилиями российской дипломатии сложились за последние десятилетия, могут стать хорошей основой для обсуждения проблемы защиты христиан.

― Какие инструменты воздействия есть у церковных дипломатов? Удавалось ли по своим, религиозным каналам уладить конфликты в случаях, когда государственная дипломатия оказывалась бессильна?

― Приведу недавний пример. 26 июля в Киеве состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Препятствием для этой встречи не стало отсутствие дипломатических отношений между Россией и Грузией. Напротив, как отметил Патриарх Кирилл, контакты между Русской и Грузинской Церквами приобрели даже еще более интенсивный характер, чем прежде, что в некоторой степени призвано восполнять отсутствие связей на политическом уровне. На наш взгляд, это залог того, что добрые отношения между нашими государствами восстановятся.

История знает немало доказательств исключительной эффективности церковной дипломатии в условиях межгосударственных нестроений. Достаточно вспомнить многолетнее представительство интересов Российской империи Русской духовной миссией в Пекине или работу Русской духовной миссии в Иерусалиме в условиях отсутствия дипломатических отношений между СССР и Израилем. Тем не менее, миротворческий потенциал церковной дипломатии остается во многом нераскрытым. С каждым годом это все лучше понимают в российском внешнеполитическом ведомстве. Свидетельство этому ― плодотворная работа Группы по взаимодействию Русской Церкви и МИД России. У верующих традиционных религий много общего, и, когда исчерпан ресурс доверия между политиками и дипломатами, они способны сохранять дружбу и взаимное уважение. Об этом свидетельствуют и наши добрые и многолетние контакты с богословами и учеными Ирана, страны, которая находится, по существу, в международной изоляции.

С мусульманскими лидерами мы напрямую обсуждаем и проблемы христианского меньшинства. В начале июня я посетил Египет и встречался с ректором, преподавателями и студентами старейшего исламского университета «Аль-Азхар». Мое слово, в котором я говорил о положении христиан в этой стране, было воспринято с большим пониманием и заинтересованностью, что еще раз демонстрирует способность церковных дипломатов искать решения проблем, в том числе и тогда, когда светская дипломатия оказывается бессильна.

― Как Вы считаете, когда может состояться Всеправославный Собор?

― Взаимные отношения Поместных Православных Церквей находятся сегодня на подъеме и характеризуются ростом доверия и сотрудничества. В последние годы достигнут значительный прогресс в подготовке Всеправославного Собора. Точное время проведения Всеправославного Собора предсказать невозможно. Он состоится тогда, когда Православные Церкви достигнут согласия друг с другом по темам повестки дня, обнародованной еще в 1960-е годы. В ходе обсуждения этих тем на Межправославных подготовительных комиссиях и на Всеправославных предсоборных совещаниях по большинству из них между Поместными Церквами удалось найти консенсус, по некоторым ― еще нет. В настоящее время Поместные Православные Церкви должны сообща принять решение о том, будет ли Собор проводиться по полной повестке дня или рассмотрит лишь те вопросы, по которым Церквами уже выработана согласованная позиция. Выбор в пользу второго варианта, очевидно, приблизит время созыва Всеправославного Собора.

С другой стороны, в наши дни не все вопросы, вынесенные на обсуждение в прошлом веке, сохраняют актуальность, например тема борьбы с расовой дискриминацией. В то же время Церковь находится перед целым рядом новых вызовов, требующих безотлагательного обсуждения и принятия решений. К их числу относятся, в частности, некоторые вопросы биоэтики, а также проблемы, обусловленные кризисом семейных ценностей в современном обществе. Эти вопросы, как мы считаем, стоило бы затронуть в ходе предстоящего Всеправославного Собора.

― Можно ли сказать, что взаимоотношения с Ватиканом в последнее время стали приоритетным направлением в деятельности ОВЦС?

― Приоритетным направлением работы Отдела внешних церковных связей является все же прежде всего развитие отношений Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами. Однако можно отметить, что на протяжении последних пяти лет появилась положительная динамика в развитии отношений со Святым Престолом. Сегодня мы приходим к более глубокому осознанию необходимости объединять усилия перед лицом таких вызовов современности, как либеральная секуляризация, негативные аспекты глобализации, кризис семьи, размывание основ социальной этики. Особую актуальность в свете недавних событий на Ближнем Востоке обретает вопрос противостояния дискриминации христиан и различным проявлениям религиозной нетерпимости во многих странах мира.

― Не так давно Вы встречались с экс-президентом Джорджем Бушем. Расскажите, пожалуйста, какую пользу может принести Московскому Патриархату взаимодействие с влиятельным сообществом консервативных протестантов в США?

― Моя неофициальная встреча с Джорджем Бушем ― лишь один из множества эпизодов нашего взаимодействия с американскими христианскими консерваторами. Как известно, сам экс-президент «встретился с Иисусом» в 40-летнем возрасте под влиянием проповедника Билли Грэма, который помог ему изменить прежний образ жизни. Джордж Буш сблизился с евангеликами. Они помогли ему в политической карьере. Буш неоднократно говорил, что его цель ― «распространять библейское видение мира». Не хотел бы в данном контексте давать оценку политической деятельности Джорджа Буша-младшего в бытность его президентом США. Хотел бы сказать о другом: о том, что мы солидарны с евангеликами в их борьбе против либерализации христианства, в их отстаивании традиционных нравственных норм. Они последовательно выступают против так называемых однополых браков и ординаций гомосексуалистов. В этом смысле можно говорить о евангеликах как о защитниках христианской морали. В то же время наше понимание веры во Христа и природы Церкви радикально различается.

Беседовали Андрей Мельников и Антон Курилович

Патриархия.ru 

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Над Поместной Православной Церковью нет какой-либо иной власти, кроме власти Самого Бога

Интервью митрополита Волоколамского Илариона греческому агентству новостей «Ромфеа»

Интервью митрополита Волоколамского Илариона греческому агентству новостей «Ромфеа»

Интервью митрополита Волоколамского Илариона телеканалу «Россия 24»

В.Р. Легойда: Идет цунами, а мы спорим на берегу

Митрополит Волоколамский Иларион: Главное в моей жизни — это Церковь

В.Р. Легойда: На сегодняшний день я не вижу угроз единству Вселенской Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Говорить о расколе православного мира нет оснований

Митрополит Волоколамский Иларион: Московский Патриархат предлагает совместными усилиями продолжить подготовку Собора

Митрополит Волоколамский Иларион: «Искренне надеюсь, что Святейший Патриарх Варфоломей проявит присущие ему мудрость, смирение и спокойствие»