«По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя…» (Флп. 2:3)
Считанные часы остаются до момента, когда предстоит нам ступить на священную землю Крита. Святой Великий Всеправославный Собор ― чаяние веков; потребность в нем ощущается уже много столетий. Вот почему в преизбытке радости и клир, и православный народ так ожидали его созыва.
Но, к сожалению, не успел еще Великий Собор начать свою работу, как над ним уже стали сгущаться тучи.
Конечно, не подлежит сомнению, что были между Предстоятелями Святых Поместных Православных Церквей или их представителями и предварительные встречи, и длительные и подробные согласования подлежавших обсуждению вопросов; загодя вырабатывались совместные решения.
То, что в процессе работы Собора будут сложности и проблемы, к этому мы были готовы, будучи научены и подготовлены всей историей Церкви. Она же показывает, как поступают православные христиане в подобных ситуациях: сплотившись, по примеру отцов, следуя завету святого апостола Павла, «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:2-3).
С сожалением видим и читаем комментарии сторонников и противников созыва Святого Всеправославного Собора на страницах православных сайтов и интернет-изданий разных стран.
Всем нам нужно четко понять, что ни оскорблениями, ни бранью в адрес Церквей, выступающих за или против переноса даты созыва Собора, не может быть достигнуто единство, о котором мы так много говорим и к которому все стремимся.
Хотим особо обратить внимание на то, что единство, которого мы ищем, не есть единство веры, ведь оно, слава Богу, существует. Это единство в понимании и регулировании административных и пастырских вопросов в жизни Поместных Православных Церквей.
Обвинения и громкие оскорбительные заявления, которыми клеймят Церкви, вместо того, чтобы удалять разногласия, только больше усугубляют ситуацию и обостряют противоречия.
И вместо соработничества, единомыслия и смиренного почитания одним другого высшим себя, мы, наоборот, во вред самим себе действуем «по любопрению или по тщеславию» (Флп. 2:3).
Значит, не подвергая риску главное, то есть наше взаимное литургическое общение, необходимо спокойно и решительно, а главное с молитвой и упованием на силу Пресвятого Духа, внять словам озабоченности, что высказывают наши о Христе братья, и в духе взаимного понимания и уважения к проблемам и трудностям, с которыми сталкиваются Поместные Церкви, искать пути единения.
В противном случае, на всех нас падет вина за возможный раскол, от которого будет только еще больше страдать и без того страждущее от ересей и расколов тело Церкви. И, в конечном итоге, потеряет от этого не Христос, а потеряем мы сами, рискуя спасением собственной души.
«От великой скорби и стесненного сердца» (2 Кор. 2:4) пишу все это, и потому что происходящее потрясает устои Церкви, и потому что трепещу от одной мысли о возможном разрыве, который нанесет непоправимый урон отношениям между собой Православных Церквей.
Да просветит Бог наши разум и сердце, дабы предстоящий Святой и Великий Собор прошел в духе единения и любви, со славу Святой, Единосущной и Животворящей Троицы!