Всеправославный Собор

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Письмо Священного Кинота Святой Горы Афон от 25 мая 2016 года

Версия для печати
7 июня 2016 г. 19:56

Священный Кинот

Святой Горы Афон

лист № 2/7/1085

12/25 мая 2016 года, Карея

Его Божественнейшему Всесвятейшеству

Нашему Всечестному Отцу и Владыке Варфоломею

На Фанар

Всесвятейший Владыко и Отец,

Сыновне и с глубоким уважением о Христе Воскресшем мы с радостью обращаемся к Вашему Божественнейшему Всесвятейшеству с радостным для мира приветствием:

Христос Воскресе!

Согласно установлениям нашего святого места, мы собрались на Чрезвычайное Двойное Собрание и почтительно приняли к рассмотрению следующие документы:

1) Ваше патриаршее письмо от 11 марта 2016 года, которым Вы уведомили Священный Кинот о том, что состоится Святой и Великий Собор и переслали нам шесть предсоборных текстов;

2) Ваше Патриаршее и Синодальное окружное послание от 20 марта с.г., в котором говорится о том, что главная цель созыва Всеправославного Собора: «показать, что Православная Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, объединенная таинствами, и, более всего, Божественной Евхаристией и Православной верой, а также соборностью». Кроме того, сообщается, что: «передаваемые на рассмотрение Святого и Великого Собора всеправославно одобренные тексты публикуются и предлагаются вниманию любого добронамеренного верующего для информирования, вынесения мнения и выражения чаяний, которые у него имеются в отношении Святого и Великого Собора».

Откликаясь на отеческий призыв Вашего Божественнейшего Всесвятейшества, мы со всеми на Святой Горе Афон богоугодно подвизающимися отцами усердно молимся Единому Богу ― Воскресшему Господу Иисусу Христу, да благословит Он и поспешествует высокому делу проведения Святого и Великого Собора на благо Своей Церкви и да действительно покажет единство нашей Святой Православной Церкви, той самой, которая и есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь.

Вместе с тем, с подобающим вниманием и усердием изучив предсоборные тексты, мы почтительно отмечаем следующее:

Мы уважаем и, как предписывает долг, почитаем Матерь Великую Церковь Христову и Вас ― Вселенского Патриарха и нашего Отца. Мы непрестанно молимся о мученической первопрестольной Церкви и поддерживаем Вселенский Патриархат в его продолжительном несении тяжкого креста. Всякий раз, когда возникают вопросы, которые волнуют сознание Святой Православной Церкви, мы с сыновним уважением и любовью, подобно тому, как поступали до нас наши отцы, с большим почтением выражаем наше мнение и высказываем наши предложения.

Мы констатируем, что на Всеправославных Предсоборных Совещаниях делегации Святейших Православных Церквей прилагали скоординированные усилия по составлению проектов предсоборных текстов, опубликованных по решению Собрания Предстоятелей (21-28 января 2016 года).

Тем не менее, полагаем, что некоторые места в предсоборных текстах нуждаются в уточнении для того, чтобы можно было более ясно выразить вековое предание святых отцов и соборное наследие Церкви. В отношении этих мест мы смиренно высказываем свое мнение и предлагаем свои поправки, которые Церковь могла бы оценить и использовать.

Первый пункт касается экклесиологии. Формулировка «Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью» правильно вынесена в начало текста «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» в том смысле и с тем пониманием, что этим самым выражается ее уникальность. Тем не менее, будучи соборным органом высшим Предсоборных Совещаний, Святой и Великий Собор должен был дополнить формулировку соответствующего текста и избегать использования термина «Церковь» в отношении инославных, употребив вместо него термин «христианские исповедания и конфессии». Таким образом инославные будут ясно представлять то, что о них думаем мы, будучи их искренними православными собеседниками. В этом смысле во втором предложении пар.6 более правильной была бы такая формулировка: «Православная Церковь принимает к сведению историческое существование других не находящихся в общении с ней христианских исповеданий…». Уточнения так же требует и понятие единства Церкви. Мы полагаем, что едины с ней только члены Православной Церкви, как Тела Христова, участвующие в «славе» (боготворящей Благодати Святого Духа), о которой молился Великий Архиерей Господь наш Иисус Христос. Только о них говорится, «да будут едино, как Мы едино», согласно толкованию богоносных отцов (сввт. Афанасия Великого, Иоанна Златоуста и Кирилла Александрийского).

Для всех: и для самосознания православной паствы и для инославных полезно, чтобы мы говорили о возвращении отделенных от нее в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то есть в нашу Святую Православную Церковь, которая неврежденно хранит «неразрывную связь между правой верой и общением в таинствах»1, как она была выражена святыми Вселенскими Соборами.

Именно таким образом понимая свое единство, Церковь «всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними», и в этом контексте она может являть свою апостольскую природу «в новых исторических условиях»2, преследуя цель подготовить путь для возвращения их в единство с ней во Святом Духе. Конечную фразу в пар. 5 «утраченного единства христиан» мы предлагаем сформулировать таким образом: «возвращения к истине удалившихся от Церкви христиан».

Второй пункт, где предсоборные тексты нуждаются в исправлении для отражения постоянного самосознания Церкви, это то место, где говорится о двусторонних и многосторонних диалогах. Способ ведения и ход богословских диалогов не устраивает всю в совокупности полноту Церкви, и наш Священный Кинот в разное время и по разным обстоятельствам выступал с официальными документами, направленными против богословских соглашений с инославными, протестовал против совместных с ними молитв и других богослужебных действий (лобзание на литургии и т.д.), что создает ложное впечатление единства с ними, как об этом говорилось в документе нашего Чрезвычайного Двойного Собрания 9/ 22 апреля 1980 года. В статье 18 текста «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» необходимо пояснить, что Православная Церковь ни в коем случае не может принять единство Церкви, как некий межконфессиональный компромисс или как участие в совместных молитвах и других богослужебных действиях, которые вызывают смущение в сознании православной полноты. Точно так же мы не можем не выразить свою серьезную озабоченность и не высказать справедливые возражения в отношении дальнейшего участия православных во «Всемирном совете церквей» (ВСЦ).

Третье, в отношении «Регламента организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви» мы понимаем практические трудности, а потому и обходим стороной общую обеспокоенность, вызванную тем, как будет организован Собор, и как будет обеспечено равноправное участие в нем епископов. И все же в этой связи ст. 22 текста «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», где идет речь о том, что являет собой «высший критерий в вопросах веры»3, может стать яснее, если уточнить, что в качестве высшего критерия в вопросах веры православное предание признает сознание полноты Церкви, выразителями которого являются порой отдельные лица, или соборы иерархов, или верующий народ, и которое находит свое подтверждение в решениях Соборов.

Мы также считаем, что в решения Святого и Великого Собора необходимо включить упоминание и о тех великих Соборах Православной Церкви, которые имели место после VII Вселенского Собора (при Фотие Великом в 879 г., при Григорие Паламе 1341-1351 гг., и те, которые отменили униональные Лионский и Ферраро-Флорентийский лжесоборы), поскольку упоминанием этих Соборов становится совершенно ясно, что у нас с инославными имеются догматические и экклесиологические различия (Filioque, тварная благодать, папский примат и т.д.).

Четвертое и последнее, т.е. наше мнение в отношении духа текста «Миссия Православной Церкви в современном мире». Этот текст отличается духовной чувствительностью, хотя мы, святогорцы, наследники исихастского аскетического предания, полагаем, что его можно было бы весьма удобно дополнить (предлагаем внести это дополнение в Е 13) развернутой ссылкой на соответствующую православную антропологию и космологию таким образом, как они были сформулированы главным образом святителем Григорием Паламой. В частности, можно дополнить такими словами: «Бог может открываться человеку в результате непосредственного с ним общения, когда последний следует путем подвига во Христе и постоянно взыскует Его в умной молитве. Целью этой суровой и тайноводственной действительности является обожение, т.е. личное переживание молящимся опыта Божественного Света Преображения. Необходимым условием для этого служат личное совершенство, общение с Богом и Его откровение, которые возможны только в лоне Церкви. Аскетический подвиг в своей совокупности осуществляется только по Благодати Божией, а не в независимости от нее (т.е. путем применения различных техник, встречающихся в различных древних и современных мистических течениях или независимым развитием человеческого мышления и знания)».

В этой связи центральное место занимает различие между сущностью и нетварными энергиями Бога. Бог не остается недоступным для человека, но, благодаря Своим нетварным энергиям, вступает в непосредственную с ним связь и личное общение. Таким образом, человек становится причастником божественной жизни и богом по благодати. Энергия Божия не есть какая-то неопределенная сила или сверхсила: это Живой, Личный Бог в Троице, Который для человека становится доступным и причастным, Он входит в его историю и жизнь, чтобы сей стал «причастником божеского естества», нося в себе «образ  Божий», и через аскезу, добродетельную жизнь и бесстрастие следуя по пути достижения «подобия».

Этим боготворящим путем, описанным выше, в сердце человека входит мир Христов, «мир свыше», который должен отличатся от понятия мирского мира и который пытаются достигнуть межрелигиозными инициативами и мероприятиями.

Всесвятейший Владыко и Отец,

глубочайшим образом ценя труды, положенные участниками Предсоборных Совещаний, мы в итоге можем сказать, что предсоборные тексты нуждаются в некоторой корректировке, дабы стать выражением кафолического образа мыслей нашей Святой Православной Церкви. Мы обращаемся с сыновней просьбой, среди прочего, примите к сведению и наши предложения, ставшие плодом наших размышлений и молитвы, чтобы Святой и Великий Собор стал «авторитетным выражением канонического предания и постоянной церковной практики в отношении функционирования соборного строя» Церкви. И тогда радость велия будет на небеси и на земли, и тогда удастся избежать расколов и разделений, а вся полнота Церкви «едиными усты, и единым сердцем» прославит Всесвятого Бога в Троице, ― упование спасения всего мира.

Засим, воссылая от всего сердца теплые молитвы к Воскресшему Господу о Вашем Божественнейшем Всесвятейшестве и о благополучном исходе грядущего Святого и Великого Собора, мы с глубочайшим уважением и сыновней преданностью пребываем.

Все в Чрезвычайном Двойном Собрании антипросопы и проистамены двадцати святых обителей Святой Горы Афон

 

Копия:

Всем автокефальным Православным Церквам

Двадцати монастырям Святой Горы Афон


1 ― Текст Пятого Всеправославного Предсоборного Совещания «Отношения с остальным христианским миром», пар.3.

2 ― Там же. Пар.4.

3 ― Там же.

4 ― Ваше патриаршее письмо 11.03.2016.