Генеральный секретариат Священного Синода Патриархата
Антиохийского и всего Востока
6 июня 2016 года, Баламанд
Решение
В ходе седьмой чрезвычайной сессии, которая продолжается с 25 мая 2016 года, сегодня, в понедельник 6 июня 2016 года под председательством Его Блаженства Патриарха Иоанна Χ с участием Преосвященных архиереев состоялось заседание Священного Синода, который имел суждение в отношении недавно высказанных Православными автокефальными Церквами позиций по вопросу о Святом и Великом Соборе Православной Церкви (далее «Великий Собор»). Синод также рассмотрел вопросы повестки дня с целью выработки окончательной соответствующей позиции Антиохийской Церкви в отношении Великого Собора. При этом было учтено сообщение Генерального секретариата Священного Синода Вселенского Патриархата от 31 мая 2016 года, в котором говорится о «немедленном создании по завершении Святого и Великого Собора двусторонней Комиссии с участием заинтересованных Церквей (Антиохийской и Иерусалимской) при координирующей роли Вселенского Патриархата», которая предпримет усилия по разрешению проблемы вторжения Иерусалимского Патриархата на каноническую церковную территорию Антиохии в Катаре.
Изучив позиции Православных автокефальных Церквей, отцы Синода высказали следующие замечания:
1. Позиции некоторых Церквей в отношении вопросов, включенных в повестку дня Великого Собора, разнятся, а отдельные Церкви отвергают некоторые тексты в том виде, в каком они были направлены на Великий Собор. Эти позиции сформулированы на основе ясных официальных решений Священных Синодов их Поместных Церквей.
2. Отдельные Церкви высказали серьезные опасения в отношении некоторых организационных вопросов, касающихся Великого Собора, финансовых затрат и того, как реализуются соглашения, достигнутые на Собрании Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези в январе 2016 года.
3. В решении своего Священного Синода от 1 июня 2016 года Болгарская Церковь высказывает свои опасения и призывает Его Всесвятейшество Вселенского Патриарха отложить созыв Великого Собора на более поздний срок при продолжении подготовки к его проведению. В противном случае она не будет принимать в нем участия.
4. Русская Церковь в лице ее Священного Синода 3 июня 2016 года приняла решение предложить созыв предварительного совещания до начала работ Великого Собора для изучения неразрешенных вопросов с целью выработки согласованных предложений на основе замечаний Церквей по соборным документам. Она также подчеркивает необходимость соблюдения принципа консенсуса и участия всех Церквей в данном Соборе.
Иерархи констатировали, что:
1) вопреки согласованным принципам, положенным в основу общего межправославного сотрудничества и определенным приснопамятным Вселенским Патриархом Афинагором I в самом начале работ по подготовке Великого Собора, которые требуют наличия консенсуса автокефальных Православных Церквей по всем решениям, предложения с поправками и опасения Антиохийской Церкви в отношении «Регламента организации и работы Святого и Великого Собора» и Решений, принятых на Собрании Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года (следует отметить, что Антиохийская Церковь не подписала эти два документа), до настоящего времени не были приняты во внимание;
2) текст «Таинство брака и препятствия к нему» продолжает числиться среди тем повестки дня Великого Собора, несмотря на то, что он не был подписан Святейшими Антиохийской и Грузинской Церквами;
3) текст «Православная диаспора» был внесен в повестку дня Великого Собора без какой-либо оценки работы епископских собраний. При этом постоянно игнорировалась позиция Антиохийской Церкви, настаивавшей на необходимости собрать специальную встречу, на которой можно было бы оценить работу этих собраний и сформулировать предложения по надлежащему церковному решению этого вопроса до созыва Великого Собора. Эти собрания были созданы, исходя из понимания, что речь идет о некоем переходном положении, «которое и подготовит почву для строго канонического решения проблемы... Такая подготовка не должна затягиваться до Святого и Великого Собора, который будет созван в будущем, дабы Собор смог достигнуть канонического решения данной проблемы» (Решение по православной диаспоре IV Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези, 6-12 июня 2009 года, ст. 1 б). По этой причине необходимо оценить работу данных собраний до созыва Великого Собора, чтобы этот последний не стал заниматься непосредственным решением вопроса о диаспоре и епископских собраниях без всякой подготовительной работы;
4) вопрос «Церковный календарь и общее празднование Пасхи» был снят с повестки дня, несмотря на важность этого вопроса для православных верующих Антиохийского Патриархата, которые ожидают, что Православная Кафолическая Церковь выразит по нему свою пастырскую позицию;
5) предполагалось, что текст с оценкой существующих диалогов с другими христианами будет составлен за короткое время до созыва Великого Собора с тем, чтобы включить его в документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Но этот текст не подготовлен, и до сих пор в отношении его содержания еще не был достигнут консенсус;
6) текст «Автономия и способ ее провозглашения» требует консенсуса в отношении его содержания с тем, чтобы в окончательном виде включить его в повестку дня Великого Собора;
7) недостаточная вовлеченность Православных Церквей в подготовительную работу на деле и по существу, медлительность секретариата, отсутствие ясности в отношении программы заседаний Великого Собора и того, как они будут проходить, ― все то, что стало преобладать на последнем этапе подготовки, может привести на Соборе к путаным обсуждениям;
8) недавнее решение Вселенского Патриархата от 31 мая 2016 года с предложением отложить на период после Святого и Великого Собора Православной Церкви решение спора с Иерусалимским Патриархатом игнорирует инициативу Вселенского Патриархата от 5 апреля 2016 года и ответ на нее Антиохии, равно как и не учитывает серьезности этого вопроса и его возможных последствий для Святого и Великого Собора. Этот Собор не может состояться, пока не восстановлено церковное общение между двумя Церквами в силу евхаристической природы этого Собора. Кроме того, принятие вышеупомянутого решения, и тот факт, что Собор должен уже вот-вот начаться, ставит Антиохийскую Церковь перед одним единственным неприемлемым выбором: она примет участие в Великом Соборе, но не сможет участвовать в Божественной Евхаристии по той причине, что не удалось найти окончательное решение проблемы продолжающегося уже в течение трех лет вторжения Иерусалимского Патриархата (см. Сообщение Священного Синода Антиохийского Патриархата от 1 июня 2016 года по вопросу об этом споре);
9) вопрос о нарушении со стороны Иерусалимского Патриархата приобрел беспокоящие и опасные масштабы, поскольку в переписке с Антиохийским Патриархатом Иерусалимский Патриархат утверждает, что и другие регионы канонической и церковной юрисдикции Антиохийского Патриархата относятся к юрисдикции Иерусалимского Патриархата.
Антиохийская Церковь не жалела усилий для поддержания православного единства, которое она хранила и которому подтверждала свою приверженность, начиная с самого момента возникновения идеи о созыве Великого Собора в 1961 году. Она оставалась верна тому подходу, который был разработан приснопамятным Патриархом Илией IV и поддержан приснопамятным Патриархом Игнатием IV, внесшими свой вклад в продвижение работ по подготовке Великого Собора. И сегодня Антиохия в лице своего Предстоятеля Патриарха Иоанна Х постоянно настаивает на необходимости сохранять единство, идя на жертвы.
Несмотря на то, Антиохийская Церковь не подписала решения Собрания Предстоятелей Православных Церквей на Фанаре в марте 2014 года, она «по икономии» принимала участие в подготовительных комиссиях Святого и Великого Собора Православной Церкви, в Пятом предсоборном совещании в Шамбези в 2015 году, а затем в Собрании Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези в 2016 году. Несмотря на факт неподписания ею решений последнего Собрания, она снова «по икономии» участвовала в работах подготовительных комиссий Святого и Великого Собора Православной Церкви, дабы положительным образом вносить свой вклад во всеправославное и общее сотрудничество. Подобным образом она поступала и в течение последних десятилетий, движимая надеждой на то, что все нерешенные вопросы будут разрешены до созыва Великого Собора;
Антиохийская Церковь оценивает значение этого крупнейшего и прекраснейшего события в современной жизни Церкви, подготовив перевод на арабский язык всех подготовительных текстов, которые предложены всем верующим. Вместе с тем Архиерейский Священный Синод участвовал в подготовительном этапе, внося надлежащие предложения с поправками к текстам.
Поскольку из вышесказанного следует, что Святой и Великий Собор, в подготовке которого участвовали целые поколения, столкнулся с многочисленными трудностями и нуждается в более тщательной проработке вопросов повестки дня, а также практических и процедурных моментов, касающихся его созыва и работ;
поскольку, несмотря на многосторонний, невыносимый и самый серьезный кризис, с которым столкнулась в своей истории Антиохийская Церковь; несмотря на трудности гуманитарного характера и условия проживания чад нашей Церкви, особенно в Сирии, Ливане и Ираке, наша Церковь не оставляет попыток, не жалеет времени и не прекращает молитв об успехе и содействии усилиям по созыву в наши дни Собора, дабы и она смогла принять в нем участие, несмотря на свои гуманитарные и финансовые проблемы;
поскольку, если этот Собор состоится, а между двумя древними апостольскими Церквами так и не будет восстановлено церковное общение, наша Церковь заявит, что ее участие в соборных дискуссиях возможно, но участвовать в Божественной Евхаристии не будет. Следовательно, Собор утратит свой церковный характер, превратившись просто в административный орган, вопреки соборной традиции Православной Церкви;
поскольку этот Собор созывается для того, чтобы выразить единство Православия, а для этого нужно, чтобы во главу угла были поставлены любовь, братство во Христе и пастырская забота о современном человеке, а все это ведет к консенсусу и единогласию всех автокефальных Православных Церквей по широкому спектру вопросов и обеспечивает их участие в работах Собора, равно как и консенсус в принятии решений;
поскольку верующий народ, изучив повестку дня и соборные тексты, выразил сильное разочарование отсутствием упоминания вызовов, с которыми он сталкивается, особенно это касается проблем молодежи, а также обеспокоенность теми тенденциями, которые начинают преобладать в отношении этого Собора и идут вразрез с основной мечтой, что стояла за идеей его созыва, а именно: совместно противостоять вызовам, с которыми сталкивается Православная Церковь, дабы дать современному миру единое православное свидетельство;
Отцы Священного Синода Антиохийского Патриархата единогласно постановили:
1. Призвать Его Всесвятейшество Вселенского Патриарха в то время, которое отделяет нас от даты созыва этого Собора, приложить больше усилий по достижению консенсуса для разрешения всех тех опасений, которые высказали Православные автокефальные Церкви касательно Святого и Великого Собора. Если усилия по достижению консенсуса ни к чему не приведут, тогда Антиохийская Церковь просит отложить созыв Святого и Великого Собора на более поздний срок, когда между всеми автокефальными Церквами будут мирные отношения, а в отношении вопросов Собора, его Регламента и организационной процедуры будет достигнут православный консенсус;
2. Антиохийский Патриархат не будет принимать участие в Святом и Великом Соборе до тех пор, пока не будут устранены все причины, препятствующие участию в Божественной Евхаристии в ходе Собора, когда будет найдено окончательное решение проблемы вторжения Иерусалимского Патриархата на территорию Антиохийского Патриархата, что привело к прекращению общения с Иерусалимским Патриархатом;
3. Еще раз подтвердить значение участия в Святом и Великом Соборе всех Православных автокефальных Церквей и принятия ими решений на основе всеобщего консенсуса с целью сохранения единства Православной Кафолической Церкви;
4. Обратиться во все Православные Церкви, доведя до них содержание позиции Антиохийской Церкви с обоснованием причин, приведших к выработке такой позиции;
5. Призвать всех верующих вместе с их пастырями совместно молиться о том, чтобы Святой Дух вдохновлял Церковь на ее пути к единству ради единого свидетельства о Христе этому миру.