14-25 мая 2016 года состоялся Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви.
Обращение Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви
к Первоиерархам и Священным Синодам Поместных Православных Церквей
В дни самого радостного из христианских праздников, наполняющего каждого человека и все творение ощущением общности и благовестия спасения во Христе, приветствуем созыв автокефальных Православных Церквей на Святой и Великий Собор, который, Богу содействующу, пройдет в православной академии на Крите на Пятидесятницу, с 17 по 26 июня 2016 года.
Рассуждая о сем Святом и Великом Соборе на соборном заседании нашей Поместной Церкви, будучи преисполнены братской любви, чувством ответственности и великой надежды, напоминаем себе и другим, что Церковь Православная есть Собор, от Бога собранный во Христе и Духом Святым вдохновленный, как и собор святых апостолов, который руководствовался словами угодно Святому Духу и нам (Деян. 15. 28). Радуемся, что начало Святого и Великого Собора приходится на праздник сошествия Святого Духа, потому что Собор призван явиться в жизни общины (κοινωνία) Церкви событием, вдохновляемым образом Пятидесятницы. Собранные воедино, да согласно славим Всесвятаго Духа, веруем, что там, где находится Церковь, пребывает также и Дух Божий, а там, где Дух Божий, ― Церковь и вся благодать. А Дух и есть Истина (Св. Ириней Лионский. Против ересей. 3, 2, 4, 1).
В сознании величия и значения Собора, мы со священным трепетом задаемся вопросом, будет ли предстоящий Собор отвечать критериям истинных Соборов, известных из истории Православной Церкви. Вопрошаем себя также, будет ли Собор выражать единство Церкви Христовой в Духе Святом, во славу Бога Отца ― то единство, о котором мы постоянно свидетельствуем в прошении на Божественной литургии в прошении соединение веры и причастие Святого Духа испросивше… Напоминаем как самим себе, так и другим, что имеется в виду единство по образу Святой Троицы (Ин. 17:21), единство тела Христова. Это единство во Едином Христе как Единой и Единственной Главе богочеловеческого тела Церкви как Дома Отчего, Обиталища Духа Святого и Тела Христа Спасителя.
Погружаясь чувствами и помыслами в тематику предстоящего Собора, мы с полным правом можем спросить, в какой мере подготовленный Собор является образом Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви (как исповедуем в Символе веры). Таким образом, в сознании исторического значения этого Великого Собора для свидетельства и миссии Православной Церкви в современном мире, Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви доводит до Предстоятелей и Священных Синодов Поместных Православных Церквей следующие свои соображения по вопросам состава, тем и регламента работы Святого и Великого Собора:
1. По вопросу принятого регламента организации работы Святого и Великого Собора Православной Церкви считаем, что им вводится практика, доселе невиданная на Соборах Православной Церкви, которая выражается, прежде всего, в неравенстве и отсутствии равноправия всех епископов на Соборе. Не узнаем в этом регламенте живого многовекового соборного предания о созыве Собора, председательстве на Соборе, о его проведении и руководстве его работой. Никто в истории не устанавливал и не прописывал заранее регламент работы Собора ― это осуществлял на началах соборности сам Святой Собор. Может сложиться впечатление, что подчеркиванием известных «прав» созыва и председательства Собор ставит себя в зависимость от единственного человека, пусть даже он и первый. А святой апостол Павел говорит: в почтительности друг друга предупреждайте (Рим. 12:10). Если этим регламентом заранее предопределяется и контролируется работа Собора, то для свободы членов Собора в Духе Святом остается мало места, как и для того, что апостолы выразили в словах угодно Святому Духу и нам (Деян. 15:28).
2. Вышеупомянутые недостатки регламента подводят нас к вопросу о роли и статусе епископов на Соборе. Кем являются епископы на Соборе: участниками или наблюдателями? Кроме неоправданного ограничения числа участников Собора считаем неоправданным также и то, что все епископы не имеют права голоса. Мы веруем, что наделение епископа правом голоса не вступает в противоречие с провозглашенным принципом консенсуса (чему, согласно регламенту, предшествуют консультации) и считаем, что свободным и ответственным голосованием епископов не было бы нарушено единогласное свидетельство Православной Церкви во славу Бога, в Троице поклоняемого. Соборное Предание единой Церкви подразумевает наличие у любого епископа права голоса на всяком Соборе ― от Поместного до Вселенского. Нынешний Собор является возможностью проявиться многочисленности Поместных Церквей (большинства из них) на радость Матери-Церкви ― первопрестольной Церкви Константинополя ― как и Матери всех Церквей, Церкви Сионской.
3. С учетом того, что вопрос общения между автокефальными Церквами имеет решающее значение для миссии Православной Церкви в мире, считаем, что необходимо рассмотреть тему автокефалии, на чем неизменно настаивала наша Церковь. Нынешний Собор имеет достаточно богословских и пастырских оснований констатировать, что в настоящее время существуют четырнадцать автокефальных Церквей, и этого достаточно, чтобы подтвердить их статус. Кроме того, в рамках проводившейся до сего дня предсоборной подготовки до деталей была проработана тема автокефалии и способа ее провозглашения, кроме порядка подписания. Поэтому совершенно оправданным и целесообразным было бы принять и провозгласить на Святом и Великом Соборе то, что вырабатывалось на протяжении десятилетий.
4. Исповедуя единство и непреходящее соборное предание Православной Церкви, мы считаем, неточным утверждение, будто у Православной Церкви на протяжении многих веков не было Соборов, хотя и справедливо, что в новые века ни одного всеправославного или всеобщего Собора проведено не было. Наша Поместная Церковь предлагает подтвердить вселенское значение Святого Собора 879/880 годов, состоявшегося во время святого Фотия Цареградского, как и исихастского Собора 1351 года, принимая во внимание их догматико-экклезиологическую важность и общеправославное признание. Предлагая Соборное признание этих святых Соборов, имеем в виду слово святого Максима Исповедника: «Благочестивое правило Церкви признает подтвержденными и святыми те Соборы, правильность догматов которых она подтвердила».
5. В духе решения всех Святейших Поместных Православных Церквей, что каждая из них призвана активно и неизменно участвовать в соборной деятельности Церкви, выражаем утверждение, что шесть подготовленных документов в основе своей хороши, но требуют внесения исправлений и доработки для приведения в соответствие с требованиями жизни и миссии Церкви. Документ «О миссии Церкви в современном мире» необходимо обогатить Евангелием, то есть сотериологическим и космологическим измерениями спасения, а по поводу документа «Об отношении с христианским миром» считаем, что крайне снисходительное отношение к другим религиям не должно приглушать сознание необходимости евангелизации этого мира. Особо подчеркиваем, что вопрос диаспоры требуется решать соборно, на основе согласия и всеправославного консенсуса, под председательством Первоиерарха Константинопольского, но при равноправном участии Собратий по служению («сопрестольников») ― Православных Первоиерархов и их Священных Соборов.
В завершение считаем важным отметить, что Святой и Великий Собор Православной Церкви является призывом всем к покаянию, в соответствии со словом Христа: исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15). Именно так этот Святой и Великий Собор Православной Церкви будет обновлением и подтверждением живой, истинной и спасительной веры, однажды преданной святым (Иуд. 3), и подтвердит истинный, богочеловеческий и вселенский (экуменический) характер Православия во времени и пространстве, ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8).
Архиепископ Печский,
Митрополит Белградо-Карловацкий и
Патриарх Сербский
Ириней
председатель Священного Архиерейского Синода